Консалтинговая фирма "Республика Консалт"
 
 
Наш адрес:   Санкт-Петербург, м. "Площадь Восстания", ул. Гончарная, 14, 4 этаж, оф 57   т.(812) 974-3120,  ф.(812) 279-8218
.:: Главная :: О нас :: Тренинги :: Работодателям :: Соискателям :: Вакансии :: Наши партнеры :: Контакты ::.


Тренинг - это интенсивная форма обучения персонала

     Интенсивность подразумевает активность, насыщенность и краткосрочность. Обучение подразумевает развитие - личное и профессиональное. В классических трудах отечественных авторов говорится: "На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия "тренинг", что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике" (Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанов, 1999). Приведем некоторые сведения от авторитетов.

     Само слово "тренинг" происходит от английского "training", что обозначает "тренировка", "обучение". Один из западных авторов, Р. Уотермен определяет тренинг с другой стороны: как часть планируемой деятельности организации, направленной на повышение профессиональных знаний и умений персонала способами, сочетающимися с целями организации. Считается, что первые тренинги появились в США после второй мировой войны и получили название Т-групп (Тренинговых групп). В основе их проведения лежали идеи, в частности, известного психолога К.Левина о том, что, несмотря на то, что большинство людей живет и работает в группах, чаще всего они не отдают себе полного отчета в том, насколько эффективно их взаимодействие с другими, каковы реакции, которые они вызывают у других, что можно было бы сделать для усовершенствования этого взаимодействия.


MtXz

zamkilegko.ru

     Следствием развития тренингового движения было создание Американской Национальной лаборатории тренинга. В Т-группах обучали управленческий персонал и политических лидеров умению руководить, разрешать конфликты, укреплять групповую сплоченность, межличностному взаимодействию. Затем Т-группы получили распространение в организациях с основной целью улаживания конфликтных ситуаций и оптимизации отношений рабочих и служащих.

     В 60-х в русле гуманистической психологии и так называемого "движения за развитие человеческого потенциала" возникают тренинги социальных и жизненных умений для менеджеров с целью их психологической поддержки и развития.

Тренинги бывают разные.
Они делятся на:
Обучающие навыкам Личностно развивающие
- переговоров - решения конфликтов
- установления контакта - стресс-менеджемента
- продажи в целом - тайм-менеджемента
- управления - лидерства
- телефонных переговоров - и т.д.
- маркетинговых технологий  
- марчендайзинговых технологий  
- решения конфликтов  
- и т.д.  

     Как видите, разделение весьма условно и в основном касается расстановки акцентов. Профессиональное развитие в большинстве случаев предполагает и личностное.

     По продолжительности тренинги бывают "мини", "золотая середина" и "марафон" (с "погружением" - то есть проживанием участников вне дома, - и без).
     "Мини" - от нескольких часов до 1 дня.
     "Золотая середина" - 2-3 дня (обычно, уик-энд).
     "Марафон" - достигает по продолжительности 2-3 недель (был моден раньше).

     В последнее время наблюдается тенденция к средней и "мини" продолжительности тренингов в более гибком "формате" (это еще так называется). Различная продолжительность тренингов определяет и разное их качество. Она зависит от преследуемых целей и от многих других факторов. В целом любой формат имеет свои плюсы и минусы. Количество человек в тренируемой группе колеблется от 6 до 20 и более. В больших группах работают обычно два ведущих: тренер и ко-тренер. Группа более 20 человек часто делится на подгруппы.

     Работа в тренинге проводится в основном в двух формах:
1) усвоение новой информации и
2) получение нового опыта.

     Вторая часть отличает тренинги от традиционных академических форм обучения. В результате участники тренинга в буквальном смысле становятся другими людьми. Происходят изменения или рост личности сотрудников.

     Это значительно сокращает время обучения путем набивания шишек на собственном опыте, позволяет эффективнее переварить уже полученный опыт и, иногда, значительно повысить качество работы.

     По форме организации тренинги делятся на:
КорпоративныеСборные
- для сотрудников одной компании- для работников разных
 - фирм, объединенных
 - общей темой, одновременно

     В тренингах используются "свежие приемы": видео- и аудио-записи, экстремальные условия проведения (например, на природе), оригинальные домашние задания и т.п.

     Один из главных методов тренинга - ролевые игры:
происходит моделирование реальных ситуаций или искусственно созданных стрессовых условий и учебных задач. В них участники узнают свои собственные мотивы, часто скрытые, и внутренние пружины, двигающие поступками их героев. Часто в играх разбирается чей-то опыт из числа участников.

     Общее название для случаев обучения на опыте - "case-study", что, собственно и означает "обучение на случае" (или "примере"). Это - самый популярный сегодня метод в западных школах бизнеса. Часто заказчики ищут тренеров, специализирующихся на их отрасли: скажем, "тренинг продаж для химической промышленности" или "магазинов электроники".
     Это может иметь свои достоинства и ограничения.
Иногда тренеру достаточно быть компетентным в собственном деле - ведении тренинга, - чтобы эффективно работать с представителями различной отраслевой направленности.

     Сегодня сохраняется высокая популярность тренингов "навыков", особенно "навыков продаж" (кризис перепроизводства, проблема конкуренции сбыта), но начинают пользоваться спросом и личностно или проблемно ориентированные тренинги, в частности, "коучинг".
Коучинг - это индивидуальный подход к тренингу и управлению.
Цели дела тесно увязываются с личными целями участников. Мотивация заменяется самомотивацией. Это дает немалый эффект: повышение вложений в работу (физических, эмоциональных, интеллектуальных), повышение ответственности, дисциплины, творческой активности сотрудников.
Введение коучинга как стиля управления требует специальной подготовки руководителей.

     Тренинг часто сочетается с консалтингом (оргконсультированием).

     Эффективность тренинга возрастает, если он является частью перспективной программы обучения, известной персоналу.

     Часто тренинг заказывают уже в кризисной ситуации, когда в фирме появляются проблемы с людьми. Лучше это делать, не доводя дело до крайности, с целью профилактики и развития.

     Тренинги отличаются по школам, в рамках методологии которых они проводятся: гештальт- , NLP- , телесно-ориентированные и другие виды тренингов. В современном мире и в России, в частности, преобладает интегративный подход.

     Любой тренинг не подменяет, а поддерживает и направляет естественные процессы развития, происходящие в организации, устраняя мешающие им препятствия. Эти препятствия бывают двух видов: внутри- и межличностные.

     Тренинги в целом значительно оздоравливают атмосферу в компании, делая ее привлекательнее для клиентов. Это, конечно, благоприятно сказывается на прибыли.

     При прочих равных условиях, компания, обучающая и развивающая своих сотрудников, имеет больше шансов достичь успеха.

 
© Компания "Республика Консалт"
2010